Филосовская система Гегеля

Опубликовал Администратор 23 мая, 2012

создание образовательных сайтовГеорг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1801) — создатель наиболее цельного и масштабного учения объективного идеализма, основу которого составляет идеалистическая диалектика.

По Гегелю, подлинное и всеобъемлющее бытие есть абсолютная идея, толкуемая как саморазвивающееся понятие. Развитие идеи вызывается ее внутренними противоречиями. Три части философского учения Гегеля — «Наука логики», «Философия духа», «Философия природы» . В «Науке логики» изображается саморазвитие идеи от ее самой начальной, абстрактной ступени понятия о бытии и вплоть до высшей, наиболее богатой содержанием: ступени, когда понятие становиться конкретным. Достигнув полноты своего понятийного содержания, идея по Гегелю, превращается в природу.

В природе, как считал Гегель, нет развития, а есть лишь многообразие предметов, процессов. Природа есть среда, чуждая для идеи, и если природа есть отрицание идеи в форме понятия, то отрицание природы есть дух. Только человек есть мыслящий дух, и субстанция духа — это свобода. В своей философии духа Гегель дает идеалистическое изображение мировой истории как процесса, восхождения ко все более высоким ступеням свободы. Идея, мышление выступают по Гегелю как подлинный субъект; отдельные личности и даже целые народы — это лишь проявление саморазвивающейся идеи.

Гегелевская диалектика как учение о саморазвитии, вызываемом внутренними противоречиями, и системы категорий, раскрывающая логику этого развития, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие философии.

Добавить комментарий