Что лучше — деньги или развитие?
Опубликовал Администратор 5 августа, 2012Пора подумать о том, как раздавать товары и услуги бесплатно.
Дело не в том, что надо творить добро, хотя это всегда должно быть основным стимулом к деятельности. Дело в том, что раздача товаров и услуг — весьма эффективный способ укрепить свое предприятие. А когда в этом участвуют ваши сотрудники, это великолепный метод улучшить моральный облик вашей фирмы и поддержать уважение сотрудников к месту своей работы.
Как ни странно, умением отдавать наделены далеко не все. Зачастую мы не понимаем, что именно нужно отдать, особенно если занимаемся скорее услугами, а не товарами, а также когда именно это делать.
Владельцу небольшого магазина спортивных товаров относительно легко подарить снаряжение местной детской спортивной секции. Но если вы, например, аудитор, какие услуги можно считать благотворительным даром? А если незнакомый человек попросит бесплатную консультацию по налоговым вычетам на бейсбольном матче, изжога вам гарантирована — и не только от хот-догов.
• Оказывайте бесплатные услуги в соответствующих случаях.
Обычно профессиональные ассоциации требуют от юристов, чтобы те оказывали некоторые услуги бесплатно, «рго bonopublic», что означает «ради общественного блага». Но все мы можем и должны помогать обществу, уделяя для этого время или производимые товары. Например, мое издательство регулярно дарит книги курсам для молодых предпринимателей.
Если вы работаете в сфере услуг, можете дарить свое время. Например, помогите местным общественным организациям —уделите им время и опыт. Л ибо оказывайте свои услуги отдельным людям, которым они необходимы. Кроме того, можно оказывать услуги в виде подарочных сертификатов, доходы с которых вы отдаете местным благотворительным организациям.
Можно также участвовать в благотворительности, которая не связана прямо с вашей сферой деятельности. Например, одна фирма решила «усыновить» местную начальную школу. Она помогала ей деньгами, а кроме того, советовала работникам дарить книги в школьную библиотеку. Если кто-то из сотрудников вызывался позаниматься со школьниками в качестве репетитора, компания это оплачивала. Благотворительность воспитывает у сотрудников преданность своей фирме, поскольку наемные работники лучше относятся к нанимателям, если их интересы выходят за рамки увеличения дохода.
Тем не менее будьте бдительны: многие мошенники выдают себя за представителей благотворительных организаций. Обязательно проверьте, не обманывают ли вас, А еще — никогда не диктуйте по телефону номер своей кредитной карты, даже хорошим знакомым.
•Снижайте цену. Иногда раздавать товары и услуги бесплатно не обязательно, достаточно лишь снизить цену. Делать это нужно в целом ряде случаев — чтобы помочь какой-то организации или покупателям с низкими доходами либо чтобы привлечь какого-то особенно ценного клиента. У некоторых фирм есть официальная «скользящая шкала» скидок для особых клиентов или случаев. Я и сама так делаю: один из источников моего дохода — выступления на съездах, конференциях и семинарах. Однако я по собственной инициативе снижаю цены, когда» выступаю перед некоммерческими организациями.
• Раздавайте бесплатные образцы. Все мы видели, как в супермаркетах дают бесплатно попробовать продукты. Производители надеются, что стоит вам попробовать их продукт, и вы сразу захотите его купить. В сущности то же самое можно делать и в своем бизнесе — если давать клиентам бесплатно «попробовать» ваши товары и даже услуги. Скажем, если вы аудитор, предоставляйте потенциальным клиентам бесплатную консультацию по налоговым вычетам за прошлый год, чтобы они «попробовали» ваши услуги. Стоматолог может предложить бесплатную профессиональную чистку зубов. Такие пробы привлекают новых клиентов и помогает им познакомиться с вами и вашими услугами.
Пробы особенно полезны, если вы предлагаете что-то крайне необычное или новаторское. Ведь когда-то потребителям нужно было освоиться даже с теми товарами, которые сейчас кажутся нам самыми обыкновенными. Например, когда компания ЗМ знакомила покупателей с бумагой для заметок с липким слоем, единственным способом это сделать была раздача миллионов бесплатных образцов.
• Помогайте другим достичь успеха. Когда я создавала свое предприятие, мне очень повезло — вокруг было много людей, готовых мне помочь. Мне содействовал и даже не самые близкие знакомые. Они знакомили меня с нужными людьми, давали бесплатные советы и консультации, делились ресурсами, обеспечивали техническую поддержку. Просто поразительно, как много мне помогали. Теперь я стараюсь поступать так же с другими. Я понимаю, что без этого не создать сообщество преуспевающих предпринимателей, к тому же для меня это возможность отблагодарить всех тех, кто помогал мне.
Помогать другим предпринимателям можете и вы — это тоже доброе дело. Иногда достаточно представить молодого талантливого предпринимателя потенциальному клиенту, помочь кому-то найти поставщика, показать новичку, как что-то делается. Подобные неформальные добрые дела не очень похожи на благотворительность, но они помогают проявлять душевную щедрость и укрепляют связи между людьми — и в деловом мире, и в обществе.